«Вот если у блогера миллион подписчиков – он бренд или нет?», – спрашивает у меня на консультации клиент. И это крайне хороший вопрос, с которого мы начнем нашу восьмую неделю.
Предлагаю распутать клубок из слов «публичность», «позиционирование», «личный бренд», «репутация», «медийность», «маркетинг», «узнаваемость» и «популярность».
Допустим, у эксперта появилась потребность в увеличении своих продаж и ему друзья посоветовали заняться своим личным брендом.
Личный бренд в данном ключе будет результатом – то есть когда его имя фамилия будут в определенных кругах ассоциироваться с понятием «самый ______ специалист в сфере ______».
Все, что я взяла в кавычки – это позиционирование. Помните, на детских праздниках кого-то награждали как самую обаятельную, а кого-то как самого серьезного? Вот здесь мы говорим о подобном. То есть это фраза, которая отвечает на вопрос, кто вы такой и чем отличаетесь от других специалистов на рынке. Причем сразу отмечу, что время, когда можно было просто назваться «лучшим» или «номером один», прошло лет десять назад. Теперь что среди «первых» уже свой рейтинг часто можно составить.
Но назваться самоопределение себе можно дать какое угодно, это не даст вам значимых результатов без следующих двух элементов – репутации и публичности.
Репутация – это уже существующее мнение о вас, то что о вас говорят люди, с которыми вы как-то взаимодействовали. Это могут быть клиенты, коллеги, сотрудники, партнеры и даже друзья. Главное здесь – они с вами имели дело лично и составили свое представление.
Здесь остановимся ненадолго. Когда я слышу, что личный бренд есть у каждого, я цокаю языком и закатываю глаза. Репутация есть у любого человека, а вот чтобы построить личный бренд нужно положить не один год целенаправленной работы, причем работы целой команды!
Публичность же – это все то, что вы проявляете в мир. Если вы разговариваете сами с собой и перед вами нет камеры – это ваше интимное пространство. Как только загорается красный огонек и ваше изображение транслируется пусть даже на одного человека – это уже публичность. То же самое относится к текстам, рисункам, схемам и прочему. Даже этот текст, пока его вижу только я – просто набор букв, системный дневник по теме моего профессионального интереса. Как только эта книга оказалась в издательстве, она превратилась в плод публичности. И дальше встает вопрос – увидит ли ее просто мой редактор или эти строки прочтут десятки тысяч читателей. И это вопрос маркетинга.
Вы даже не представляете, какое количество экспертов верят, что с ними что-то не так, лишь потому что их публичность не имеет больших охватов. Открою вам тайну: агентства, которые системно создают вирусный контент, всегда закладывают бюджет на так называемый «посев», рекламное распространение материалов. Еще это называют эффектом снежного кома – когда сначала небольшой прирост при нужных скоростях и ресурсах дает геометрическую прогрессию. В случае построения личного бренда эксперта – это те самые охваты, которые показывают, сколько человек увидело ваш результат проявленности – пять или пять миллионов. За это отвечает маркетинг – комплекс мер по стимулировании спроса.
Когда вы выстроили систему по регулярной проявленности в мир, сделали так, чтобы с вашим контентом столкнулся значимый процент нужной вам аудитории, то вас может ждать узнаваемость, потом медийность, а зачем популярность.
Представим, что наш эксперт решил стать самым харизматичным бухгалтером для малого бизнеса. Он снимает ролики про налогообложение снабжая их действительно смешными шутками, параллельно закупая еженедельно рекламу у нескольких блогеров. Так проходит год. Аудитория уже не раз его встречает в своей ленте новостей, часть уже подписалась и ежедневно наблюдает за историями из личной и профессиональной жизни. И вот наш бухгалтер приезжает на известную бизнес-конференцию, пока что в качестве участника. Идет на кофе-брейке за бутербродом с колбасой и когда он хочет присесть за столик, где уже сидит пара барышень, то имя даже произносить не нужно – они узнали его по роликам из сети. Это – узнаваемость.
Дальше наш герой получает приглашение стать постоянным экспертом по налогообложению на местном телевидении. А потом его уже зовут выступить на ту самую конференцию, параллельно заглянув на подкаст к известному блогеру – это медийность. Иными словами, когда площадки, которые обладают аудиторией предлагают дать свое время и охваты.
И последний этап – это популярность. Когда каждый второй на конференции уже знает, кто такой наш бухгалтер, когда к нему подходят с трясущимися руками сделать селфи, когда у него входящих предложений о разного рода сотрудничества в разы больше, чем возможности их реализовать. Да, популярность, можно назвать близким синонимом личного брендинга. При этом – не тождественным.
Отличие популярной персоны от человека-бренда, что у последнего явно проявляется смысловое ядро – что для него ценно, каков его путь, куда он путь держит, какое его базовое эмоциональное состояние.
Убери любой элемент – и не будет того самого желаемого результата. И на каждом этапе внутри публичной личности может что-то щелкнуть – и вместо проявленности расцветет прокрастинация и отсутствие какого-либо движения. Определить, что происходит и как с этим работать – и есть цель нашей программы.
Сегодняшнее серия заданий будет связано с формированием ядра бренда.